Коммерческие банки на рынке ценных бумаг


В зависимости от национального законодательства той или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль.

Основная теоретическая и практическая проблема, здесь состоит в том, как разделить риски, свойственные обычным «классическим» банковским операциям (депозитно-ссудным и расчетным), от рисков, возникающих в связи с участием банков на фондовом рынке.

Мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг.

Согласно одному из подходов банкам должно быть запрещено заниматься некоторыми видами профессиоиальной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также должно быть существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосударственные ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых компаний).

Этот подход применяется в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. Причиной этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бумаги и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жестокий экономический кризис и депрессия привели к массовому разорению компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие — к цепочке банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного государственного регулирования банковской инвестиционной деятельности, в том числе существенных ограничителей на такую деятельность. В результате экономического кризиса система рынка ценных бумаг и банковская система США были настолько разрушены, ослаблены и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраивать систему государственного регулирования финансового рынка (как рынка ценных бумаг, так и банковской системы). На этом фоне концепция разделения банков на коммерческие и инвестиционные (так называемый «Закон Гласса—Стигала») была легко принята и, надо отдать должное, в течение нескольких десятилетий успешно решала поставленную перед ней задачу — защиту средств массовых вкладчиков от рисков, свойственных инвестициям в ценные бумаги.

Разделение банков на коммерческие и инвестиционные означает запрет коммерческим банкам (принимающим вклады и депозиты) осуществлять некоторые непрофессиональные операции с ценными бумагами (инвестировать в негосударственные ценные бумаги), которые представляют собой основной источник риска, а также запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, несущие повышенный риск (например, дилерскую).

В течение последнего десятилетия в США наблюдается «размывание» границ между инвестиционными и коммерческими банками — путем принятия постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетенцию коммерческих банков, а также путем внедрения новых видов банковских операций (особенно с производными финансовыми инструментами), которые прямо не попадают под существующие ограничения.

Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Такой подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основного для будущей объединенной Европы. Согласно этому подходу ограничение рисковости банковских инвестиционных операций должно осуществляться не «хирургическими» мерами прямого разделения функций, а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем надлежащего государственного контроля за банковской деятельностью, а также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на финансовых рынках.



Содержание раздела